ru
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТ-РА
Статьи
Профиль
Избранное
Генрик Ибсен

Генрик Ибсен

Кукольный дом

Появление в 1879 году пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена «Кукольный дом» оказалось столь значимым событием в литературном и театральном мире, что споры о самом произведении, а также о его постановках на огромном количестве сцен в самых разных уголках мира не утихали спустя многие десятилетия. Собственно, интерес к «Кукольному дому» не утрачен в среде театральных режиссеров и сегодня. Почему же пьеса получила такую ошеломляющую известность?

Многие критики и зрители (особенно представительницы зарождающегося феминистического движения) увидели в ней исключительно обличение подчиненного положения женщины в буржуазном обществе, однако сам Ибсен возражал против такого узкого понимания своей драмы, утверждая, что то дело, за которое борются женщины, представляется ему общечеловеческим. Что речь идет о праве любого человека на внутреннюю независимость, на свободу совершать поступки, которые он считает правильными, невзирая на расхожие представления окружающих.

Молодая женщина Нора, жена преуспевающего юриста Хельмера, чрезвычайно высоко чтущего во всем внешнюю благопристойность, мать троих милых детей и хозяйка нарядного дома, производит впечатление легкомысленной транжирки, щебетуньи, в голове которой не задерживается ни одна серьезная мысль. Так приучили ее держать себя сначала отец, потом муж. Пока не выясняется, что Нора способна на отчаянные и жертвенные поступки, продиктованные любовью.

В свое время, спасая здоровье и жизнь мужа, она втайне от него добыла денег на его лечение, подделав подпись на долговой расписке. Вскрывшийся обман приводит в ужас ее мужа, считающего ее отныне лгуньей и преступницей, от которой необходимо оградить даже ее собственных детей. Его не интересуют мотивы ее поступка. Его волнует только то, что в глазах общества теперь будет опорочена его образцовая семья.

Но как только выясняется, что по великодушию кредитора злополучная расписка уничтожена, Хельмер готов «простить» свою «щебетунью-птичку», ведь можно все забыть и вернуться к прежнему ханжески-лицемерному сюсюканью, никто же ничего не узнал, обманчивая видимость счастливой семьи восстановлена. Он готов, но вот Нора – нет.

Обман всей видимой благопристойности раскрыт. Не было никакой любви, не было искренности, было соблюдение общепринятых приличий. Ее жертва ради любви была никому не нужна. Ее брак, в котором она играла роль хорошенькой куклы, был пустотой, поэтому она решительно расторгает его и уходит в полную неизвестность, оставляя свой уютный и лживый кукольный дом. Нора не знает, что с нею будет, как и на что она будет жить, она знает только, что в столкновении между законом как юридической нормой и законом нравственным, она всегда будет на стороне последнего.