Выбор языка
Поделиться
Аннотация
ru
Есенин Сергей Александрович
Яр
Написанная Сергеем Есениным за два года до революции повесть «Яр» сегодня забыта основательно по нескольким причинам. Одна из них – шершавый, уже мало кому понятный народный язык, который поначалу кажется излишней стилизацией литератора, вырвавшегося из деревни в город и теперь бравирующего тем, что он помнит, как на самом деле говорят крестьяне. Продраться к фабуле через весь этот «морочный ушук ледяного заслона», «трепыхающиеся под оборотями вяхири», «висящие на обдире дождевые бусы», «белеющую мокресть» и «просветы, бражно запенившиеся солнцем» удается не сразу. Но зато преодолевшего ждет награда: он начинает воспринимать эту речь как собственный забытый праязык, как кусочками всплывающую в памяти нянину колыбельную.
Но, конечно же, не ради словесно-лексических изысканий написал Сергей Александрович Есенин свою повесть. Кому, как не ему, в уже начавшей разваливаться стране было озаботиться тем, что будет с человеком, если он порвет все нити, связывающие его с малой родиной, родительским домом, простым и ясным крестьянским укладом, вековыми традициями и устоями, верой предков.
Герои произведения Есенина "Яр"– Анисим и Наталья Каревы, Афонюшка, Лимпиада, Анна, Филипп – живут во «власти земли», ощущая с ней и с природой неразрывную связь. Лимпиада – своего рода прообраз одновременно Олеси Куприна и Мавки Леси Украинки – не может оставить эту землю даже ради единственной, смертной своей любви. А вот Константин Карев оставляет и отчий дом, и жену, и отца с матерью, и весь свой мир. Гонимый внутренним беспокойством, «грустью», своеволием, он влечется к «неведомой пустой дали, безграничной пустой шири», по выражению Г. Успенского. Дорого обойдется ему и всем его близким это неподчинение традиционным нормам общинного жизнеустройства, он разрушит не только свою жизнь. Погибнет, уйдя в паломничество, его мать; утопится жена после смерти своего младенца; отец, которому теперь ничего не нужно, уйдет в монастырь, оставив дом непутевому Епишке; пытаясь вытравить плод, умрет Лимпиада и в конце концов доведенным до отчаяния Ваньчком будет застрелен он сам. Мастерски ведет Есенин нарастание этого распада. Вот простая и мирная картина окончания сенокоса в середине повести: «К вечеру стога были огорожены пряслом и приятно манили на отдых. Мужики встали в линию и, падая на колени, замолились на видневшуюся на горе чухлинскую церковь. Шабаш, – крякнули все в один раз, – теперь как Бог приведет, до будущего года». Какой контраст с последними страницами, от которых уже веет мерзостью запустения! Нельзя безнаказанно предавать не только людей, но и совесть, и землю, где осталось твое сердце.
Жизнь и смерть самого Сергея Есенина, талантливейшего крестьянского поэта – ярчайшее тому подтверждение.
Но, конечно же, не ради словесно-лексических изысканий написал Сергей Александрович Есенин свою повесть. Кому, как не ему, в уже начавшей разваливаться стране было озаботиться тем, что будет с человеком, если он порвет все нити, связывающие его с малой родиной, родительским домом, простым и ясным крестьянским укладом, вековыми традициями и устоями, верой предков.
Герои произведения Есенина "Яр"– Анисим и Наталья Каревы, Афонюшка, Лимпиада, Анна, Филипп – живут во «власти земли», ощущая с ней и с природой неразрывную связь. Лимпиада – своего рода прообраз одновременно Олеси Куприна и Мавки Леси Украинки – не может оставить эту землю даже ради единственной, смертной своей любви. А вот Константин Карев оставляет и отчий дом, и жену, и отца с матерью, и весь свой мир. Гонимый внутренним беспокойством, «грустью», своеволием, он влечется к «неведомой пустой дали, безграничной пустой шири», по выражению Г. Успенского. Дорого обойдется ему и всем его близким это неподчинение традиционным нормам общинного жизнеустройства, он разрушит не только свою жизнь. Погибнет, уйдя в паломничество, его мать; утопится жена после смерти своего младенца; отец, которому теперь ничего не нужно, уйдет в монастырь, оставив дом непутевому Епишке; пытаясь вытравить плод, умрет Лимпиада и в конце концов доведенным до отчаяния Ваньчком будет застрелен он сам. Мастерски ведет Есенин нарастание этого распада. Вот простая и мирная картина окончания сенокоса в середине повести: «К вечеру стога были огорожены пряслом и приятно манили на отдых. Мужики встали в линию и, падая на колени, замолились на видневшуюся на горе чухлинскую церковь. Шабаш, – крякнули все в один раз, – теперь как Бог приведет, до будущего года». Какой контраст с последними страницами, от которых уже веет мерзостью запустения! Нельзя безнаказанно предавать не только людей, но и совесть, и землю, где осталось твое сердце.
Жизнь и смерть самого Сергея Есенина, талантливейшего крестьянского поэта – ярчайшее тому подтверждение.