ru
РУССКАЯ ЛИТ-РА
Статьи
Профиль
Избранное
Даниил игумен

Даниил игумен

Житие и хождение игумена Даниила из русской земли

«Житие и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена» — образец литературного жанра хождений, или, как сейчас бы мы сказали, путевых заметок. Написано было «Хождение…» в самом начале XII века и посвящено путешествию во Святую землю игумена Даниила, предположительно епископа Юрьевского (ныне Юрьев — это небольшой город Белая Церковь в Киевской области). О самом авторе почти ничего не известно, только его радостное замечание о том, как похож Иордан на реку Сновь в ее устье, подсказывает, что он хорошо знает Черниговскую землю, где, возможно, родился или жил.
Игумен прожил в Палестине, обойдя в ней своими ногами буквально каждый значимый для христианина клочок, около двух лет, что дало ему возможность все осмотреть, всех провожатых расспросить, все сопоставить с Писанием и Преданием, которые он явно знал на уровне хорошего богослова, и описать все увиденные святыни. Изложение его впечатлений от паломничества в Палестину поражает обилием и точностью деталей: теологических, археологических, архитектурных, топонимических, географических и даже экономических. Чего стоит хотя бы такой отрывок: «И хлеба хорошие родятся около Иерусалима в камнях тех без дождя, но так, Божьим повелением и благоволением. Родятся изрядно пшеница и ячмень: ведь одну кадь посеяв, берут девяносто кадей, а другой раз сто кадей за одну кадь. Это ли не благословение Божие земле той святой! Много виноградников около Иерусалима и деревьев фруктовых многоплодных, смокв, шелковиц, маслин, рожков; и другие все различные деревья без числа по всей земле той растут». Или такой: «И полноводный ручей красиво течет там по камням в Иордан. Вода та весьма холодна и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча, когда жил в той святой пещере».
Даниил пользовался (очевидно, за свое неподдельное смирение) благорасположением высокопоставленных особ, которые удивительным образом шли ему навстречу и помогали там, где это почти невозможно. Например, один из отрезков своего пути, который «тяжек велми и страшен и безводен», он совершает под охраной войска короля Балдуина с его крестоносцами, а также ухитряется получить разрешение и поставить лампаду «от всея Русьскыя земли» во время схождения небесного огня на святом гробе Господнем. Там, у гроба, игумен Даниил молился прежде всего о князьях русских, а только потом о себе.
Упрекая себя за «худоумие и простоту», автор замечательного произведения древнерусской литературы единственной своей заслугой считает то, что дал себе труд очень основательно познакомиться с землей, по которой ступал Господь, обойти не спеша каждую пядь Иерусалима, посетить Тивериадское море, Назарет, Фавор, Вифлеем, Кесарию, Самарию, Содомское море, Акру, описывая памятники и достопримечательности, расстояние между ними, их вид, размеры, устройство, материал, из которого они сделаны, и повторяя, что «сего пути нельзя въскоре створити». 

О причинах, побудивших его взяться за свои путевые заметки, он пишет с естественной для священника кротостью: «…никакого ведь добра не сотворил я на пути том, — но по любви к святым тем местам описал я все, что видел глазами своими, дабы не забыто было то, что дал Бог видеть мне, недостойному. Убоялся я осуждения раба того ленивого, скрывшего талант господина своего и не получившего на него прибыли, и написал это для верных людей. Может, кто-нибудь, слыша о местах этих, потянется душой и мыслью к этим святым местам…»