Выбор языка
Поделиться
Аннотация
ru
Булгаков Михаил Афанасьевич
Китайская история
Написанный вроде бы в ироничном тоне, рассказ Булгакова «Китайская история» не юмористичен, а, скорее, страшен. Он выделяется своей нетипичностью: в рассказе нет коммунального быта, который лучше всего описывали Булгаков и Зощенко, нет жилищно-квартирного вопроса, нет магазинов и ресторанов эпохи нэпа, нет автобиографической основы — но есть Гражданская война.
В годы Первой мировой войны с Дальнего Востока (из Китая в том числе) было привезено много «рабочих рук», которых катастрофически не хватало. Многие из них вступали в Красную Армию (для того, чтобы их кормили), не задумываясь, за кого и против кого они воюют.
Герой рассказа Сен-Зин-По выучился хорошо стрелять из пулемета, став настоящим «виртузи» в расстрельном деле. При этом о самом смысле войны он задумывается не больше, чем лошадь, которая везет телегу с оружием. Он живет самыми элементарными физиологическими потребностями и инстинктами. Постреляешь – дадут покушать, не постреляешь – не дадут. Это единственное, что он знает. Его даже нельзя осуждать, потому что он стоит на столь низкой ступени развития, что мало чем отличается от животного. И погибает, так и не поняв, за что и почему, и тем более – за кого.
Булгаков подчеркивает в своем рассказе всю позорность использования примитивных и неразвитых людей кем-то в своих интересах, и тем более – на войне. Будет ли его голос услышан – покажет время.
В годы Первой мировой войны с Дальнего Востока (из Китая в том числе) было привезено много «рабочих рук», которых катастрофически не хватало. Многие из них вступали в Красную Армию (для того, чтобы их кормили), не задумываясь, за кого и против кого они воюют.
Герой рассказа Сен-Зин-По выучился хорошо стрелять из пулемета, став настоящим «виртузи» в расстрельном деле. При этом о самом смысле войны он задумывается не больше, чем лошадь, которая везет телегу с оружием. Он живет самыми элементарными физиологическими потребностями и инстинктами. Постреляешь – дадут покушать, не постреляешь – не дадут. Это единственное, что он знает. Его даже нельзя осуждать, потому что он стоит на столь низкой ступени развития, что мало чем отличается от животного. И погибает, так и не поняв, за что и почему, и тем более – за кого.
Булгаков подчеркивает в своем рассказе всю позорность использования примитивных и неразвитых людей кем-то в своих интересах, и тем более – на войне. Будет ли его голос услышан – покажет время.