Выбор языка
Поделиться
Аннотация
ru
Блок Александр Александрович
Двенадцать
Блок был одним из тех интеллигентов, которые с радостью поддержали идею революции и слишком поздно поняли, какой ценой надо за нее заплатить. Очевидец «страшных лет России» в поэме «Двенадцать» отобразил русскую революцию со всей ее противоречивостью (светлые идеи – и кровь, грязь, убийства) и неотвратимостью наступления хаоса.
Поэма "Двенадцать" начинается с описания бури, ветра. Ветер врывается в город – и страшный ветер революции врывается в страну, сметая и круша все на своем пути. Идут двенадцать человек – но они не символизируют гармонию и порядок. Они скорее представители ночной жизни города, мира грабежа и убийств.
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз.
Убийства совершаются мимоходом, как бы сами собой. Картины их циничны именно своей будничностью и полным пренебрежением к человеческой жизни. Убили девушку:
Что, Катька, рада?— Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Все стало можно, ничего тебе не будет.
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи!
Почему в конце поэмы "Двенадцать" у Блока появляется образ Христа, идущего впереди двенадцати атеистов, снявших кресты, – неясно. Может быть, намек на то, что Русь еще не разучилась чувствовать угрызения совести и образ Христа не исчезнет так просто из памяти народной, сколько бы его из нее ни вытравливали.
Поэма "Двенадцать" начинается с описания бури, ветра. Ветер врывается в город – и страшный ветер революции врывается в страну, сметая и круша все на своем пути. Идут двенадцать человек – но они не символизируют гармонию и порядок. Они скорее представители ночной жизни города, мира грабежа и убийств.
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз.
Убийства совершаются мимоходом, как бы сами собой. Картины их циничны именно своей будничностью и полным пренебрежением к человеческой жизни. Убили девушку:
Что, Катька, рада?— Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Все стало можно, ничего тебе не будет.
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи!
Почему в конце поэмы "Двенадцать" у Блока появляется образ Христа, идущего впереди двенадцати атеистов, снявших кресты, – неясно. Может быть, намек на то, что Русь еще не разучилась чувствовать угрызения совести и образ Христа не исчезнет так просто из памяти народной, сколько бы его из нее ни вытравливали.