ru
РУССКАЯ ЛИТ-РА
Статьи
Профиль
Избранное
Белинский Виссарион Григорьевич

Белинский Виссарион Григорьевич

"Герой нашего времени" М. Лермонтова

В своей статье Белинским подробно разбираются все части романа «Герой нашего времени» – «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и, наконец, «Фаталист». В «Бэле» Белинский высказывает смелую мысль, что произведение становится классикой не благодаря содержанию. Ведь написана тысяча историй, как муж убивает жену, заподозрив измену, – «но из всей этой тысячи только одного «Отелло» знает мир и одному ему удивляется». «Значит: содержание не во внешней форме, не в сцеплении случайности, а в замысле художника, в тех образах, в тех тенях и переливах красок, которые представлялись ему еще прежде, нежели он взялся за перо, словом – в творческой концепции». Язык Максима Максимыча поэтичен – может быть, потому, что его автор сам поэт. В «Княжне Мери» он берется защищать Печорина от толпы «моралистов», которые, без сомнения, кинутся его осуждать, – он говорит, что у них те же недостатки, даже еще «чернее и позорнее», только Печорин о своих говорит открыто, а они о своих – нет. Наконец, Белинский одобряет идею автора, назвавшего свой роман «Герой нашего времени», и проводит параллель с Пушкиным. «Печорин – это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Виссарион Григорьевич Белинский заключает, что Лермонтов не в силах полностью отделиться от своего героя, хоть они и не похожи, – и этим объясняются несоответствия в характере Печорина. И в самом конце добавляет, что если «господин Лермонтов» и напишет снова какое-то продолжение к своему роману, то это будет уже совершенно новый Печорин – со старым он распрощался навсегда.